Нарушение осанки у детей, причины, профилактика, упражнения

Нарушения осанки у детей — распространенное отклонение, вызванное искривлениями позвоночника во фронтальной и/или сагиттальной плоскостях. По статистике деформации проявляются у 2% детей в раннем возрасте (до 3-х лет), а среди старших школьников им уже страдают более 60% учащихся. Причинами становятся как врожденные отклонения, так и родовые травмы, но чаще всего — неправильный подход к воспитанию ребенка, отсутствие физической нагрузки, плохие социально-гигиенические условия. Именно на приобретенное нарушение осанки приходится более 90% всех случаев.

Их опасность в ненормальном формировании скелета, из-за чего нагрузка на организм распределяется неравномерно, что влечет за собой повышенный износ суставов, смещение костей, отклонения в развитии внутренних органов. Такие заболевания как сколиоз, остеохандроз, межпозвонковая грыжа — это все следствия не выявленных и не устраненных вовремя деформаций позвоночника.

В любом возрасте нарушениям осанки следует уделять самое пристальное внимание, но особенно важно сделать это в отношении детей, так как от правильного формирования скелета ребенка зависит в целом его здоровье. Тем более, что скорректировать отклонения достаточно несложно при минимальном вмешательстве специалиста-остеопата. Используемые им мануальные техники позволяют оказывать деликатное направленное воздействие на те точки организма, которые в этом нуждаются. Что позволяет быстро достигнуть требуемого результата, восстановив равновесное положение костей скелета ребенка.

Заниматься осанкой своего ребенка должны и сами родители, тем более, что существуют эффективные комплексы профилактических упражнений, позволяющие поддерживать и корректировать физическую форму ребенка. Подобрать наиболее подходящий комплекс поможет опять-таки специалист, который также сбалансирует питание ребенка, чтобы его организм получал все необходимые витамины и минеральные вещества.

Что такое нарушение осанки?

Нарушения осанки у детей и подростков в последние годы встречаются все чаще. Это


связано с большими нагрузками в детском саду, школе, гимназии, лицее. В связи с тем, что у ребенка развитие мышц отстает от роста скелета, нарушения осанки встречаются очень часто. Ортопеды работают на износ. По данным частной медицинской практики Сарклиник, 92,3% учеников в школах имеют различные виды нарушений осанки (от легких до сильно выраженных). Девочки болеют чаще мальчиков. Нарушения осанки чаще наблюдаются с 6 лет. В 12, 13, 14, 15 лет отмечается пик заболеваемости.

Лечение

Клинические рекомендации при выявлении нарушений носят комплексный характер. Главная цель терапии – сформировать крепкий мышечный корсет и разработать правильный стереотип положения корпуса. Для этого назначают:

  • Лечебную физкультуру, гимнастику. Адекватные физические нагрузки в соответствии с возрастом – важная часть терапии. Упражнения помогают укрепить мышцы, сформировать крепкий каркас, который будет фиксировать позвоночный столб в корректном положенииИсточник: ЛФК при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии. Аливердиева М.С., Демьянова Л.М., Смирнова О.С. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2021.
  • Массаж. Пациенту подбирают необходимый вид массажа: общий, ортопедический, спины, грудной клетки, поясницы и др.
  • Физиотерапию. Хороший эффект демонстрирует электрофорез, электростимуляция спинных мышц, талассотерапия, пелоидотерапия и другие процедуры, которые проводят курсами по назначению врача.
  • Мануальную терапию. Сеансы помогают скорректировать положение позвоночника через высвобождение зажатых нервных волокон, нормализацию нервных импульсов, снятие блоков.
  • Гидротерапию. Предусматривает использование водных процедур, которые стимулируют кровообращение, снимают спазм, корректируют искривление.
  • Лечебное плавание. Позволяет естественным путем разгрузить позвоночник, наладить симметричную работу мышц и укрепить их, улучшить координацию движенийИсточник: Коррекция нарушения осанки у детей школьного возраста. Даниленко Л.А., Артамонова М.В., Артемьева Е.М. Медицина: теория и практика, 2021. с. 181.

Главные причины нарушений осанки, дефекты осанки

Что приводит к нарушению осанки? Главные причины нарушений осанки: перинатальная энцефалопатия, родовые травмы новорожденных и их последствия, неправильное внутриутробное развитие позвоночника, рахит, последствия рахита, радикулит, туберкулез, разная длина ног, гиподинамия, травмы позвоночника, плоскостопие, полиомиелит, раннее усаживание маленького ребенка на первом году жизни. Плохое зрение (близорукость, косоглазие) является частой причиной нарушений осанки. Если ребенок мало отдыхает, спит на обычном матраце, неправильно сидит за столом, то обязательно ждите нарушений осанки. Тесная одежда, плохая физическая подготовка, перенос тяжестей только в одной руке очень плохо влияет на осанку.

Диагностика

При обнаружении симптомов и наличии подозрений на развитие нарушений, нельзя затягивать с консультацией у детского травматолога-ортопеда или вертебролога. Специалист проводит визуальный осмотр: изучает костные структуры в стоячем положении. При этом важно оценить положение во всех проекциях: сзади, сбоку, спереди. Врач ищет отклонения от нормального расположения скелета, изучает наличие асимметрии. Для максимальной точности специалист измеряет разные оценочные показатели: расстояние между лопатками, длину ног, отрезок между нижними углами лопаток и седьмым шейным позвонком и др.

Один из наиболее эффективных методов диагностики нарушений – это тест Адамса. Чтобы его провести, нужно просто наклонить пациента туловищем вперед. Благодаря этому врач определит степень скручивания и состояние позвоночных изгибов, которые помогают выявить сколиоз.

Чтобы максимально точно установить диагноз и разработать эффективную лечебную схему, врач назначает дополнительные инструментальные исследования: рентген, компьютерную или магнитно-резонансную томографиюИсточник: Диагностика нарушений осанки и деформаций позвоночного столба. Орлов С.А., Юхвид Е.В., Ионина Е.В. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2021. с. 269.

Признаки нарушений осанки, симптомы

Как определить нарушение осанки? Первые признаки нарушений осанки родители, как правило, не замечают. А к специалистам обращаются тогда, когда симптомы уже ярко выражены. Иногда у детей могут наблюдаться снижение внимания, слабость, быстрая утомляемость, боли или дискомфорт в позвоночнике, груди, спине. Ребенок начинает сутулиться, лопатки ребенка располагаются на разном уровне, наблюдается асимметрия высоты лопаток и плеч, разный размер треугольников талии. Возникает асимметрия талии, изменение изгибов позвоночника, боль в стопах, сутулость, болезненность при хождении. Могут отмечаться наклон головы вперед, сужение грудной клетки, выпячивание живота, сведение плеч вперед, плоская грудная клетка, увеличение размеров стопы в ширину, тяжесть в ногах, быстрая утомляемость при ходьбе.

Часто у мальчиков и девочек, парней и девушек встречаются нефиксированные изменения опорно-двигательного аппарата.

Симптомы

Эффективность борьбы с искажением зависит от того, насколько вовремя родители распознали наличие отклонений и обратились за медицинской помощью. Прежде всего, необходимо регулярно осматривать ребенка. Важно обращать внимание на положение плеч и лопаток, которые должны находиться на одном уровне. Если визуально сделать оценку сложно, можно использовать для этого подручные средства.

Обнаружить нарушения у малышей легко по складкам под ягодицами, а также по положению ключиц и сосков. Они должны быть симметричными и находиться на одном уровне.

Осмотр сбоку позволит заметить сутулость или круглую спину. Самый простой тест заключается в том, чтобы поставить ребенка к стене спиной. Ровной плоскости должны коснуться затылок, лопатки, ягодицы и голени. После этого нужно сделать шаг вперед. Если отклонения есть, они сразу станут видны.

Распознать наличие у ребенка нарушений осанки позволяют также наиболее очевидные признаки патологии:

  • При сутулости голова и плечи подаются вперед, а лопатки неестественно выступают назад.
  • При кифозе (круглой спине) голова наклоняется вперед, плечи опускаются, а грудная клетка западает. Одновременно с этим наблюдается уплощение ягодиц, полусогнутые ноги и ослабленный мышечный тонус.
  • При кифолордотических нарушениях (кругло-вогнутой спине) голова и верхний плечевой пояс наклоняются вперед, выпячивается живот и возникает чрезмерное разгибание ног в коленях.
  • При лордозе и грудном кифозе (плоско-вогнутой спине) увеличивается угол наклона таза, выпячиваются ягодицы и таз.
  • При плоской спине уменьшается наклон таза, лопатки выступают назад, а живот выпячивается вперед.
  • Ассиметричная осанка проявляется дугообразной деформацией, которая направлена вправо или влево. Голова наклоняется в сторону, а лопатки, плечи и соски находятся на разном уровне.

Дети с такими нарушениями страдают от вялости, апатии, анемии и плохой памяти. Они часто болеют простудными заболеваниями, пневмониями, бронхитами. Поступают жалобы на боли в спине и голове, плохое зрение.

Профилактика нарушений осанки, рекомендации по профилактике при нарушениях осанки у детей

Какая существует профилактика нарушений осанки? При нарушениях осанки нужно придерживаться определенных правил. Нельзя носить портфель в одной руке (правой или левой), в начальной школе нужно использовать только ранец. Необходимо ограничить время сидения в статической позе. Время непрерывного пребывания в положении сидя должно быть не более 40 минут. Оптимальная продолжительность занятий – 40 минут. Питание ребенка должно быть полноценным и сбалансированным, содержащим оптимальное для возраста содержание белка, кальция, фосфора, макроэлементов, микроэлементов, витаминов. Рабочее место ученика, ребенка должно быть правильно организовано, свет должен быть рассеянным и достаточным. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Расстояние от глаз до учебника, тетради должно быть 40 см. Необходимо следить, чтобы ребенок сидел, ровно не только за учебным столом, но и во время игр, просмотра телевизора, игры на айпеде, планшете, айфоне, сотовом телефоне, смартфоне, компьютере, ноутбуке, нетбуке. После школы ребенок должен пообедать, а потом лечь и отдохнуть 60 – 90 минут, для того, чтобы нормализовать состояние мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник. При регулярной смене вертикального и горизонтального положения обеспечивается правильный обмен веществ в межпозвоночных дисках. Кровать (постель, матрац) должна быть полужесткой, устойчивой, ровной с невысокой ортопедической подушкой. Матрац (некоторые неправильно говорят «матрас») должен быть ортопедическим, соответствовать массе и возрасту ребенка. Мальчик или девочка не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Спать лучше на спине или на боку. Каждый день ребенок должен заниматься гимнастикой по 20 – 40 минут. При заболеваниях и в течение определенного времени после болезней гимнастика не проводится. Во время учебы нужно сидеть в правильной позе, при которой должна быть максимальная опора для туловища, рук, ног, симметричное положение. Проводите закаливание организма ребенка.

Формирование правильной осанки у детей раннего возраста (до 3-х лет)

Помните, что здоровье вашего малыша находится в ваших руках и от правильного бережного ухода зависит в том числе и формирование правильной осанки. Необходимо не только самостоятельно следить за позвоночником малыша, но и регулярно проходить осмотр у специалиста-остеопата, который сможет обнаружить и диагностировать негативные изменения на ранней стадии, когда исправить их достаточно легко. Именно в раннем возрасте, когда ребенок еще не достиг 3-х лет, необходимо максимально пристально следить за его формирующейся осанкой:

  • Грудного ребенка не следует класть и усаживать на мягкие подушки и перины. Кроватка малыша должны быть достаточно жесткой. Приучайте ребенка с раннего возраста спать на жестком;
  • Начиная с возраста 3-х недель малыша уже можно укладывать на живот. Делайте это постепенно, сначала исключительно под наблюдением. Чередуйте положение ребенка — на спине и на животе. Если вы часто носите ребенка на руках, то не делайте это постоянно на одной руке;
  • Не старайтесь научить ребенка ходить в раннем возрасте. Позвоночник и мышцы малыша еще недостаточно окрепли, чтобы выдерживать нагрузки, поэтому в раннем возрасте легко травмировать кости скелета, что впоследствии приведет к нарушениям осанки. Ребенок инстинктивно начнет вставать и будет пытаться ходить, когда его физическое состояние позволит сделать это;
  • С раннего возраста (2-3 года) приучайте ребенка правильно сидеть на стуле. Старайтесь привить ему надлежащее положение, чтобы он запомнил его на рефлекторном уровне;
  • Во время прогулок не водите ребенка за руку, так как в силу большой разницы роста ему придется наклоняться, вытягивать руку, долгое время находиться в неудобном положении, что в итоге отрицательно сказывается на осанке. В раннем возрасте для контроля ребенка используйте специальную прогулочную шлейку.

Лечение нарушений осанки в Саратове

Сарклиник проводит лечение нарушений осанки у детей в Саратове (мальчиков и девочек), лечение нарушений осанки у подростков в Саратове (парней и девушек), лечение нарушений осанки у дошкольников и школьников. Комплексное лечение с помощью процедур, рефлекторный массаж, аппаратные и неаппаратные методы позволяют восстановить правильную осанку. Здоровый позвоночник – здоровый организм. Сарклиник знает, как исправить нарушения осанки, как лечить и как вылечить нарушения осанки. На сайте sarclinic.ru Вы можете задать вопрос доктору.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фото: (©) Dml5050 | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Похожие записи:

Нарушения осанки у детей, лечение в Саратове, профилактика, причины, виды искривления позвоночника

Люмбалгия вертеброгенная: в Саратове лечение боли в спине, пояснице

Люмбаго: лечение боли в спине в Саратове, боль в пояснице, прострел

Вертеброгенная люмбоишиалгия: лечение, боль в ноге и спине, болит спина, в ногу отдает

Остеохондроз отдела позвоночника, лечение в Саратове, хондроз

Комментарии ()

Медицинский научно-практический центр вертебрологии и нейроортопедии профессора Курганова М.Л.

ОСАНКА – это привычное вертикальное положение тела человека, которое сохраняется в покое и движении. Характеризуется гордо поднятой головой, параллельно расположенными надплечьями, симметричными лопатками которые прижаты к грудной клетке, одинаковыми треугольниками талии и горизонтальным расположением подвздошных костей. При этом линия отвеса от центра затылочной кости черепа повторяет ось остистых отростков позвонков. Правильная осанка обусловлена выраженностью и состоянием естественных изгибов позвоночника.

К сожалению, правильная, красивая осанка свойственна не всем людям. У большинства есть какие-либо особенности в формировании физиологических изгибов, а к патологическим вернемся позже. Существует несколько относительное понятие нормы. Что такое нормальная осанка? Кто определил, какая она? Нормальная? Ведь все люди разные. Все индивидуальны. Новорожденный имеет только одно искривление позвоночника – кифоз – выпуклостью сзади. По мере его роста и укрепления мышечной системы при возникающих нагрузках постепенно появляются и формируются естественные изгибы позвоночника. Так, к началу удержания головки у ребенка начинает формироваться шейный лордоз (2-3 месяц жизни), а ко времени появления возможности сидеть (5-7 месяц жизни) начинает появляться поясничный лордоз. Формирование естественных изгибов позвоночника продолжается первые 6-7 лет жизни ребенка, и только ко времени поступления в школу (6-7 лет) у него четко должны определяться естественные изгибы позвоночника, а стало быть, с этого возраста можно говорить о нормальной или патологической осанке. В процессе роста и развития ребенка продолжается формирование осанки и за этим процессом необходимо наблюдать и управлять им.

Однако, практика здравоохранения часто допускает элементы “перестраховки”. Хотя с точки зрения статистики это не понятно. На самом деле, проведя не один диспансерный прием в детских садах и школах, могу с уверенностью сказать, что большинство диагносцированных “сколиозов” не что иное, как функциональнаясколиотическая осанка. На этапе “случайного” осмотра врача, проводившего диспансерный прием и поставившего клеймо “сколиоз”, не надо метушиться и бегать на все процедуры, назначенные “по схеме”. ЛФК, массаж, плавание, противосколиозный бандаж… Все это занимает большое количество времени, в первую очередь. А ведь оно уходит… И функциональный сколиоз, с активным ростом ребенка за год или три – превращается в морфологический, не смотря на все “усилия” родителей. Глубокое понимание механизмов формирования компенсаторных искривлений позвоночника – ключ к решению проблемы! Ищите врача, который даст разумные и полные ответы на все волнующие Вас вопросы. Итак продолжим…

Младший школьный возраст (7—11 лет) характеризуется замедленным ростом тела в длину. Опорно-двигательный аппарат постепенно укрепляется, мышцы становятся более сильными. Дети очень подвижны, но быстро утомляются. Сравнительно длительные занятия за столом или партой в положении сидя при относительно слабом опорно-двигательном аппарате способствуют возникновению различных видов нарушения осанки. В этот период детства недопустимы упражнения, дающие большую силовую нагрузку или требующие значительной выносливости. Рекомендуются упражнения «игрового метода», утренняя гимнастика, физкультурные паузы во время уроков. Формирование правильной осанки во многом закладывается в младшем школьном возрасте.

Средний школьный возраст (12-15 лет). В этот период происходит усиленный рост тела подростка в длину. Позвоночник отличается наибольшей гибкостью и пластичностью. Рост мышечной и связочной ткани несколько отстает от развития костного скелета. Это может стать предрасполагающим моментом для возникновения нарушений осанки и деформаций позвоночника при неблагоприятных условиях. Наступает период сложной гормональной перестройки, создающий «угловатость гадкого утенка». В этот период допустимы дозированные силовые физкультурные упражнения. Следует ограничивать упражнения на выносливость. В этот период чаще всего имеются предрасполагающие факторы к развитию сутулости, особенно у девочек.

Старший школьный возраст (16-18 лет). Наиболее интенсивно происходит рост кости в ширину, позвоночник становится более устойчив и крепок. Увеличивается мышечная масса, возрастает сила мышц. Осанка стабилизируется, а имеющиеся возможные отклонения от нормы корректировать нужно немедленно. Времени остаётся мало…

Основную роль в формировании осанки играет не абсолютная сила мышц, а равномерное и правильное распределение мышечного напряжения (тонуса). Осанка в значительной степени зависит от полноценной развитости позвоночника. Хорошая осанка имеет эстетическое, и большое физиологическое значение.

Все нарушения осанки делятся на две группы:

  • врожденные
  • приобретенные.

Врожденные составляют 5-10% от общего числа деформаций туловища. Причинами их чаще всего являются врожденные заболевания и деформации позвоночника, его частей, ребер, грудной клетки, таза, тазобедренных суставов, ног.

Приобретенные деформации могут быть обусловлены слабостью мышц туловища, преимущественно спины и передней брюшной стенки с неправильным распределением мышечного тонуса, слабостью естественного мышечного корсета. В результате влияния различных условий быта, учебы, работы и т.д. может развиться преобладание силы отдельных мышечных групп, что приводит к неправильным осаночным позам тела в пространстве. Развитие могут получить мышцы одной половины тела (правша, левша), что может привести к искривлению туловища в одну сторону. Но сила мышц – не основа осанки. Неравномерное развитие мышечной системы способствует появлению неравномерного давления на зоны роста тел позвонков. В результате возникает замедление роста тел позвонков в зоне повышенного осевого давления и формируется их постепенная деформация, приводящая к нарушению осанки.

Вначале деформации и изменения нормальной осанки носят функциональный характер. Это значит, что искривление есть, а кости позвоночника ещё не деформировались и не изменили свою анатомическую форму. Отсутствие правильной своевременной коррекции и внимания к своему телу – приводит к стойким структурным изменениям в позвоночнике. Это состояние постепенно переходит в новое качество – сколиотическую болезнь, которой характерны многие признаки и симптомокомплексы.

Длительное сидение в школе за партой в неправильной позе при слабом физическом развитии ребенка и генетической предрасположенности может быть предрасполагающим фактором к развитию нарушений осанки или более тяжелому искривлению позвоночника. В раннем детстве искривлению способствует ношение ребенка на одной руке, держание ребенка во время прогулки за одну и ту же ручку. В последствии ношение тяжёлого портфеля в одной руке, стояние с опорой на одну и ту же ногу, сон на одном и том же боку на мягкой постели с высокой подушкой. Привычка спать «калачиком» может привести к развитию круглой спины и сглаженности «физиологических» изгибов. Кроме этого, нарушению осанки способствуют неправильная посадка ребенка за не соответствующей росту партой, плохая походкав результате особенностей стопы, длительное сидение вообще, продолжительная езда на велосипеде.

Различают следующие виды нарушений осанки (по Штоффелю):

Плоская спина. Характеризуется полным исчезновением естественных изгибов позвоночника. Мышцы естественного мышечного корсета очень слабые. Такое их состояние может приводить к развитию сколиоза. Плоская спина встречается сравнительно редко и составляет не более 1-2% всех нарушений осанки.

Круглая спина характеризуется значительным увеличением грудного кифоза при нормально выраженном шейном лордозе. Поясничный лордоз значительно увеличивается. На фоне этого грудной кифоз выражен еще больше. Круглая спина не всегда характеризует только нарушение осанки. Нередко синдром «круглой спины» может быть симптомом более тяжелых структурных заболеваний позвоночника. Таких как болезнь Шойерманна- Мао, болезнь Форестье. Детей необходимо дообследовать рентгенологически и своевременно выявить возможные заболевания позвоночника.

Сутулость. Самый распространенный вид нарушения осанки. Чаще выявляется у девочек подросткового возраста. Объективно у них выявляется увеличенный шейный лордоз. Создается впечатление, что ребёнок ходит все время «задумавшись», «уйдя в себя» с опущенной головой, со сведенными надплечьями. Грудной кифоз не изменяется, а поясничный лордоз уплощается. Передняя брюшная стенка становится «отвислой» из-за смещения центра тяжести туловища вперёд. Если попросить ребёнка расправить плечи, поставить правильно голову, «убрать живот», то эти признаки исчезают на очень короткое время. Это означает, что такая осанка стала «привычкой». При стойкой сутулости, при неправильной нагрузки на межпозвонковые диски у этих детей с возрастом очень рано появляются клинические симптомы остеохондроза средне грудного отдела позвоночника.

Кругло-вогнутая спина и плосковогнутая спина – эти два вида нарушений осанки встречаются весьма редко. Проявление их обусловлено сложными изменениями в позвоночнике, как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскости.

Различают еще и сколиотическую осанку (по Чаклину: «функциональный сколиоз») она характеризуется искривлением позвоночника во фронтальной плоскости без поворота вокруг вертикальной оси тел позвонков.

Для правильного формирования позвоночника необходимо уделять больше внимания развитию тела ребенка, регулярно, но не акцентируя внимание на этом, проводить родительскую оценку осанки. Вряд ли участковый педиатр уделит этому большее внимание, нежели родные родители. уделит Занятия гимнастикой, игровыми видами спорта, чередование видов деятельности ребенка способствуют правильному развитию опорно-двигательного аппарата вообще и правильной осанке в частности. Ребенок должен спать на умеренно жесткой постели с небольшой головной подушкой, в положении на спине, а не в «позе эмбриона». Это в первую очередь зависит от конституциональных особенностей организма. Соответственно одинаковый матрас и подушка не подойдут «худышке» и чрезмерно упитанному чаду. Носить грузы необходимо равномерно распределяя тяжести в правую и левую руку, а лучше всего пользоваться для этих целей рюкзаком или ранцем. Правильно выбранное рабочее место с полноценным освещением – тоже немаловажно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]