Обострение остеохондроза: почему болезнь дает о себе знать осенью и как с ней бороться?

Признаки обострения шейного остеохондроза

Современный мир с его скоростью жизни, работой за компьютером, постоянным пользованием гаджетами стал причиной того, что у множества людей развился остеохондроз шейного отела позвоночника. А те, кто им страдал, все чаще стали жаловаться на обострения, которые происходят постоянно.

Для того, чтобы остановить болезнь на самой ранней стадии, нужно знать признаки ее симптомов, а также причины-провокаторы ее наступления. Как только вы обнаружили что-то из нижеперечисленных признаков, лучше обратиться к врачу-неврологу, который назначит адекватное лечение, способное снять боли и их причины.

По каким причинам может развиться остеохондроз шейной области?

Как известно, остеохондроз – это дегенерация хрящевой ткани между позвонками, изменения в которой могут быть вызваны самыми разными факторами:

• Самыми частыми причинами становятся: неудобное, противоестественное, длительное положение головы и повышенные нагрузки на область шеи.
  • Длительная работа за компьютером может провоцировать развитие заболевания, так же, как и постоянное сидение за рулем.
  • Регулярные стрессовые состояния. Стресс провоцирует спазм волокон, а это, в свою очередь, может дать толчок развитию остеохондроза.
  • Резкие повороты шеи. Неловкое движение может стать толчком для того, чтобы болезнь начала прогрессировать.
  • Гормональные проблемы, в том числе сбои.
  • Воспаления суставов.
  • Неправильная постановка диагноза и неверно выбранное лечение.

Отличительные признаки заболевания и особенности его течения

Приступы остеохондроза могут быть разными по интенсивности и продолжительности. Зависеть это может, в первую очередь, от индивидуальности каждого организма, и, как бы парадоксально это ни звучало, времени года.

Обострение длится, как правило, месяц. Первая неделя – самая трудная, боли максимально сильные и постоянные. Далее они носят приступообразный характер.

Для того, чтобы быть во всеоружии перед заболеванием, нужно знать, когда вам грозит приступ. Это обычно происходит в весеннее время, поэтому стоит быть предельно внимательными к своему здоровью именно в данный период. Осенние обострения также встречаются нередко, особенно у садоводов-любителей.

Прежде, чем приступить к лечению, нужно, чтобы доктор поставил точный диагноз. Самолечение будет чревато самыми опасными последствиями. Жалобы обычно бывают следующего характера:

• Боли в шее: по их интенсивности и длительности можно определить стадию заболевания.
  • Кожа менее чувствительна к прикосновениям и перепадам температур.
  • При вращении шеей боль усиливается.
  • Смену положения тела сопровождает шум в ушах.
  • Психомоторика нарушается.

Сопровождать шейный остеохондроз могут сопутствующие боли: между лопаток, в сердце, руках. Для более точной постановки диагноза при несоответствии симптомов используется рентген, МРТ или КТ, электромиография и ЭЭГ. Они могут дать точный ответ на вопрос: а остеохондроз ли у пациента?

Важно знать, как протекает болезнь у человека, вовремя поставить диагноз и назначить лечение, иначе заболевание прогрессирует и достигнет тяжелой стадии.

Как лечить шейный остеохондроз

• Обезболивающие из группы анальгетиков нестероидного противовоспалительного характера снимут боль.
  • Седативные помогут успокоиться и не нервничать из-за боли.
  • Препараты, расширяющие сосуды, улучшат кровообращение.
  • Витамины К и Е создают положительную динамику мозгового кровообращения и помогают курировать боль.
  • Антигистаминные средства позволяют усилить просвет в сосудах, влияя на симптомы.
  • Мочегонные препараты снимут отечность, в том числе и с мозга, и с других тканей.
  • Физиотерапия снимает боль и напряжение в необходимой области.
  • ЛФК для шеи укрепляет ее мышцы.
  • Мануальная терапия снимет острый приступ.

Зная симптомы, вы начнете лечение вовремя и избежите тяжелой стадии болезни.
Автор: К.М.Н., академик РАМТН М.А. Бобырь

Причины остеохондроза поясничного отдела позвоночника

В основе остеохондроза лежит разрушение межпозвоночного диска — плоского хрящевого образования, соединяющего позвонки и обеспечивающего их подвижность. Основа диска — это мягкое студенистое ядро, окруженное фиброзным (плотным) кольцом. Ядро на 88% состоит из воды и амортизирует движения позвоночника при вертикальной нагрузке, например, при поднятии тяжестей или ходьбе. Функция фиброзного кольца заключается в том, чтобы не дать ядру сместиться от центра позвонка. Также правильному расположению ядра способствует множество связок и мышечный «корсет» позвоночника1,11.

В возрасте 35-40 лет ослабевает кровоснабжение ядра диска и его метаболизм, а содержание воды в нем уменьшается до 60%1. Но возраст — не единственная и далеко не главная причина поясничного остеохондроза.

В развитии болезни играют роль следующие факторы1,5,11:

• длительное положение стоя, сидя, особенно в неудобной позе;
  • перегрузка позвоночника, связанная с ходьбой на высоких каблуках;
  • нарушение осанки, плоскостопие;
  • нервное перенапряжение, хронический стресс;
  • избыточный вес, нарушение обмена веществ;
  • слабое физическое развитие;
  • врожденные аномалии строения позвоночника;
  • наследственность.

Большинство из перечисленных факторов связаны с современным ритмом жизни. Он вносит свои изменения в привычки человека, которые оказываются весьма вредными для позвоночника. Основная проблема — в дисбалансе между физической активностью и возможностями позвоночника переносить определенную нагрузку. Если мышцы позвоночника теряют тонус, но регулярно перенапрягаются, нагрузка передается на межпозвонковые диски и связочный аппарат11. С одной стороны, при такой ситуации создаются условия для микротравм11, с другой — возрастает риск застоя крови в мышцах, что препятствует нормальному кровотоку в них5.

Кроме того, на поясницу приходится самая большая нагрузка11. А если работа связана с подъемом тяжестей, резкими движениями, поворотами, сгибанием и разгибанием, давление на межпозвонковые диски многократно возрастает11. Поэтому изнашивание межпозвонковых дисков в поясничном отделе чаще наблюдают у людей определенных профессий — спортсменов, грузчиков и водителей5.

Вернуться к началу

Стадии поясничного остеохондроза

При повреждении межпозвоночного диска наблюдается его смещение с образованием межпозвоночной грыжи6, но все это происходит постепенно, поэтому в развитии болезни выделяют несколько стадий6,7:

• Для 1 стадии характерна невыраженная боль, возникающая при поднятии тяжестей. Пациент уже не переносит длительные физические нагрузки, но в покое боль, как правило, не беспокоит.
  • Во 2 стадии уменьшается расстояние между позвонками, что приводит к защемлению нервных окончаний. Появляются резкие боли (прострел), отдающие в ягодицу, бедро и голень, заставляющие пациента принимать вынужденное положение с наклоном туловища в здоровую сторону.
  • На 3 стадии разрушается фиброзное кольцо и формируется межпозвоночная грыжа. Грыжевое выпячивание сдавливает или раздражает корешки спинного мозга, боль становится сильной, к ней присоединяются нарушения чувствительности (онемение конечностей) и двигательной активности (слабость мышц ноги или стопы).
  • К 4 стадии возникает выраженная деформация позвоночника, пациент передвигается с большим трудом, при этом болевой синдром может беспокоить меньше.

Как снять боль при остеохондрозе

При обострении заболевания тревожит вопрос, как снять боль при остеохондрозе. Не стоит заниматься самолечением. Только врач может назначит эффективную в каждом конкретном случает терапию. После обследования зачастую назначаются следующие терапевтические методы лечения:

• медикаментозные препараты;
  • физиотерапия;
  • лечебный массаж;
  • ЛФК;
  • лазерная терапия.

Только своевременное обращение за помощью сможет избавить от тяжелых последствий заболевания. Если вы не знаете, как болит остеохондроз и как снять боль, обращайтесь в нашу клинику для детальной диагностики и последующего лечения.
остеохондроз

Литература:

1. Биктимиров Р.Г., Кедров А.В., Киселев А.М., Качков И.А., Остеохондроз позвоночника — Альманах клинической медицины — 2004г. С.329,330,333,334, https://cyberleninka.ru/article/n/osteohondroz-pozvonochnika/viewer
  2. Анатомия человека: учеб. -метод. пособие / М. В. Улитко, И. М. Петрова, А. А. Якимов; [под общ. ред. М. В. Улитко]; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. н-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. — 88 с. ISBN 978-5-7996-2447-7
  3. Олейник А.Д., Ковалев С.А. // Критерии комплексной оценки очагов поясничного остеохондроза//Bulletin of the International Scientific Surgical Association — 2008г С. 84 https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-kompleksnoy-otsenki-ochagov-poyasnichnogo-osteohondroza/viewer
  4. Никифоров А.С., Авакян Г.Н., Мендель О.И., Современные подходы к лечению осложнений остеохондроза позвоночника — РМЖ №26 от 26.11.2010 — С.1633 https://www.rmj.ru/articles/nevrologiya/Sovremennye_podhody_k_lecheniyu_osloghneniy_osteohondroza_pozvonochnika/
  5. Величко Т. И., Лоскутов В. А., Лоскутова И. В. // ЛФК и лечебное плавание в ортопедии// 2014г. -2.5 — Остеохондроз https://monographies.ru/en/book/section?id=7270
  6. Гуща А.О., Коновалов Н.А., Древаль О.Н., Гринь А.А., Джинджихадзе Р.С., Арестов С.О., Древаль М.Д., Кащеев А.А., Вершинин А.В., Асютин Д.С., Королишин В.С., Клинические рекомендации по диагностике и лечению грыж межпозвонковых дисков пояснично-крестцового отдела позвоночника. — 2014г — С.4,7,8 https://www.mst.ru/information/manual/lumbar_disc_herniation.pdf
  7. Пилипович А.А., Лечение и профилактика остеохондроза — 2015г. — С.1,17,18,19 https://cyberleninka.ru/article/n/lechenie-i-profilaktika-osteohondroza/viewer
  8. Родичкин П.В., Шаламанов Н.С. Патофизиологическое обоснование комплексной терапии межпозвоночных грыж -2012г.-С.32 https://www.vmeda.org/wp-content/uploads/2016/pdf/31-36.pdf
  9. Инструкция по медицинскому применению препарата Мотрин ® таблетки, Рег.номер Р N002874/01 ///o-motrin
  10. Бучакчийская Н.М., Марамуха В.И., Марамуха А.А., Марамуха И.В., Немедикаментозное лечение больных с неврологическими проявлениями остеохондроза поясничного отдела позвоночника — Наука о жизни и здоровье — 2013г. С.104 https://cyberleninka.ru/article/n/nemedikamentoznoe-lechenie-bolnyh-s-nevrologicheskimi-proyavleniyami-osteohondroza-poyasnichnogo-otdela-pozvonochnika-sovremennyy/viewer
  11. Лечебная физкультура при остеохондрозе позвоночника: учебное пособие / О. В. Безрукова, Г. И. Булнаева; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск: ИГМУ, 2013. – 58 с.
  12. Фрик и соавт. Эффективность и безопасность напроксена натрия и ибупрофена в отношении обезболивания после хирургического вмешательства на полости рта. Текущие Терапевтические Исследования. 1993;54(6):619-27.
  13. Клинические рекомендации. Диагностика и лечение скелетно-мышечных (неспецифических) болей в нижней части спины. Российское межрегиональное общество по изучению боли. 2021
  14. Cochrane Database of Systematic Reviews. (2010.) “Advice to rest in bed versus advice to stay active for acute low-back pain and sciatica.” https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/20556780/
  15. Svetoslav Nikolaev Stoev, Stanislav Radoslavov Gueоrguiev, Vasil Georgiev Madzharov, Hristina Viktorova Lebanova (2021).“Naproxen in Pain and Inflammation – A Review”, International Journal of Pharmaceutical and Phytopharmacological Research, 11(1), pp.142-148.
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )