Боль в груди, обусловленная костно-мышечной системой

Боль в груди может возникать при разных заболеваниях, разобраться в ней сразу иногда трудно даже врачу, поэтому больным с такими жалобами обычно проводится дополнительное обследование. Болями в груди могут проявляться заболевания сердца, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, позвоночника, средостения, центральной нервной системы. Все внутренние органы человека иннервируются вегетативной нервной системой, стволы которой отходят от спинного мозга. При подходе к грудной клетке нервный ствол дает ответвления к отдельным органам. Именно поэтому иногда боли в желудке могут ощущаться как боли в сердце — они просто передаются на общий ствол, а от него на другой орган. Более того, корешки спинномозговых нервов содержат чувствительные нервы, которые иннервируют костно-мышечную систему. Волокна этих нервов переплетаются с волокнами нервов вегетативной нервной системы, и поэтому совершенно здоровое сердце может отреагировать болью при различных заболеваниях позвоночника.

Наконец, боли в груди могут зависеть от состояния центральной нервной системы: при постоянных стрессах и высоких нервно-психических нагрузках происходит сбой в ее работе — невроз, который может проявляться в том числе и болями в грудной клетке.

Некоторые боли в грудной клетке неприятны, но неопасны для жизни, но есть такие боли в груди, которые нужно снимать немедленно — от этого зависит жизнь человека. Для того чтобы разобраться, насколько опасна боль в грудной клетке, нужно обратиться к врачу. Возможно, это сохранит Вам жизнь или успокоит Вас, если не будет найдено серьезных проблем с Вашим здоровьем.

Клиническое проявление боли в груди

Боль в груди, обусловленная костно-мышечной системой, характеризуется симптомами, схожими с симптомами сердечных заболеваний. Поэтому для ее диагностирования требуется всестороннее обследование, при этом не исключена вероятность ошибочного диагноза. К обычным грудным болям можно отнести грудино- ключичную боль, боль в углу грудины (между рукояткой и телом грудины), синдром грудной мышцы и боль в большой грудной мышце. При возникновении грудной боли необходимо обследовать костно-мышечную систему, так как причина такой боли чаще всего кроется именно там. Это можно проверить пальпацией мышц и суставов вокруг области, в которой ощущается боль. При боли в грудиноключичном суставе или рукоятке грудины переведите плечо в нейтральное положение и зафиксируйте сустав. Боль возникает, если двигать плечом вперед или назад, или до максимума повернуть руку. Кроме того, боль возникнет, если опустить плечи или свести вместе грудиноключичные суставы. Боль также возникает при поднятии плеч, так как при этом поднимается рукоятка грудины. В отличие от боли в суставе, мышечная боль не усиливается, если двигается стенка грудной клетки или плечи. Боль при надавливании в грудинной мышце сопровождается болью при надавливании в большой грудной мышце или в грудино- ключично-сосцевидной мышце. Грудная боль, связанная с мышцами, выявляется пальпацией триггерных точек, а не движением грудной стенки или рук. При боли в груди необходимо обследовать большую грудную мышцу, грудинную мышцу, подключичную мышцу, широчайшую мышцу спины и переднюю зубчатую мышцу.

Корешковые симптомы остеохондроза грудного отдела

Возникают из-за воздействия на нервы, выходящие из позвоночника.

Спинномозговые нервы

Из позвоночника выходит множество нервов. Они называются спинномозговые нервы. Каждый такой нерв постепенно разветвляется и следует в определённую область тела с чётко обозначенными границами. Такая область называется зоной сегментарной иннервации. Каждый позвонок, диск, нерв и зона имеют нумерацию, строго соответствующую друг другу. Если нерв подвергнется воздействию, то симптомы проявятся в зоне сегментарной иннервации, соответствующей данному нерву, а не где попало — в произвольном месте.

К корешковым симптомам остеохондроза грудного отдела относятся:

• Снижение или выпадение рефлексов;
  • Нарушение чувствительности;
  • Мышечная слабость;
  • Корешковая боль.

Зоны иннервации грудных сегментов

Остеохондроз D1–D2

— вызывает боль в области плеча, ключицы и подмышки.

Остеохондроз D3–D6

— вызывает боль, опоясывающего характера в верхней части грудной клетки. Имитирует боль в сердце, приступ стенокардии. У женщин — служит причиной боли в молочных железах.

Остеохондроз D7–D8

— вызывает опоясывающую боль на уровне солнечного сплетения. Имитирует боли желудка, печени, желчного пузыря или поджелудочной железы. Снижает верхние брюшные рефлексы.

Остеохондроз D9–D10

— вызывает боль в подреберье и верхней части живота. Иногда имитирует так называемый «острый» живот — резкую боль в животе. Снижает средние брюшные рефлексы.

Остеохондроз D11–D12

— вызывает боль в область паха. Имитирует боли при женских заболеваниях, аппендиците, заболеваниях кишечника. Снижает нижние брюшные рефлексы.

Лечение боли в груди

При лечении боли в груди можно использовать обезболивающие средства или НПВП (нестероидные противовоспалительные препараты). Следует помнить, что большая часть означенных симптомов указывает на нарушения в шейном спинномозговом нерве. В этом случае более простым и приемлемым методом лечения является периферическая магнитная стимуляция шейных и грудных позвонков, паравертебральные медикаментозные блокады, карбокситерапия, Мультимаг, немецкая физиотерапия ZIMMER, ударно-волновая терапия MASTER PULS и др.

Почему возникает остеохондроз

Причин, влияющих на состояние дисков, несколько. Среди них и курение, и чрезмерные физические нагрузки, особенно, когда ежедневная деятельность связана с подниманием тяжестей. С другой стороны, сидячий образ жизни и неправильное питание – верный путь к разрушению дисков. Кроме того, специфическая работа, заставляющая держать туловище в неудобном положении, постоянная нагрузка только на одно плечо, а также сон на неправильно подобранном матрасе – риск развития остеохондроза.

Спать правильно на матрасах умеренной жесткости, чтобы позвоночник во время отдыха находился в естественном ровном положении. Мягкие перины только кажутся удобными. Длительное лежание на мягкой кровати становится причиной утренней боли в спине. Это происходит потому, что мышцы спины растягиваются в момент, когда спина прогибается под своей тяжестью. Растяжение мышц спины, продолжающееся всю ночь, приводит к болям не только в пояснице, но и по всей длине позвоночника.

Плоскостопие – риск развития остеохондроза, потому как такая стопа не может полноценно выполнять функции амортизатора. Позвоночник, в вязи с этим, несет повышенный нагрузки, а диски быстрее изнашиваются.

Кроме того, люди с лишни весом нагружают позвоночник больше, чем те, чей индекс массы тела близок к идеальному. Нужно следить за своей формой, чтобы соотношение веса и роста не давало дополнительной нагрузки на скелет.

Однако и у полностью здоровых людей, ведущих спортивный образ жизни, может быть остеохондроз. Основная причина тому – травма. Неудачное падение или удар позвоночника нередко ведет к грыжам, протрузии и остеохондрозу.

Как болит остеохондроз: стадии развития недуга

Заболевание проходит четыре этапа развития, каждое из которых имеет свои показания и симптомы. Рассмотрим, как болит остеохондроз на разных стадиях:

1. Первая стадия характеризуется начальным развитием заболевания, протекающим в пульпозном ядре и хрящевой ткани, окружающей межпозвоночный диск. В случае повышенной нагрузки возникает процесс, приводящий к серьезной дегидратации ядра. Параметры диска уменьшаются и в фиброзном кольце появляются небольшие трещины. На данном этапе, какие-либо симптомы заболевания практически отсутствуют, может лишь ощущаться легкий дискомфорт при сильных физических нагрузках.
  2. Для второй стадии характерно снижение допустимого расстояния между дисками, что приводит к значительному ослаблению связок и мышц. Это, в свою очередь, приводит к увеличению подвижности уже пораженных позвонков и к их смещению. Симптомы при второй стадии могут выражаться в болевых ощущениях при движении или физической нагрузке, а также в более явственном дискомфорте.
  3. При третьей стадии возможно образование в межпозвоночных дисках протрузий, а также пролапсов, которые обычно приводят к острому развитию артроза. На этом фоне пациент начинает ощущать покалывание в конечностях и даже их онемение. Утрачивается необходимая мобильность, появляется боль в пояснично-крестцовом отделе или в области шеи.
  4. На четвертой стадии заболевания происходит попытка тела человека провести коррекцию увеличенной мобильности дисков и адаптироваться к новым условиям функциональности позвоночника. Между позвонками происходит образование остеофитов, призванных улучшить фиксацию дисков. При этом остеофиты могут провоцировать травмы позвонков и ущемление нервных окончаний, а в самих позвонках может начаться фиброзный анкилоз.

Чтобы не допустить перехода остеохондроза в более тяжелые стадии, желательно пройти обследование на самых ранних стадиях заболевания.