Грыжа позвоночника. Виды хирургического лечения грыж

Подготовка к операции

На консультации специалист (невролог, вертебролог-ортопед) подробно расспросят пациента, проведут врачебный осмотр, назначат необходимое обследование.

Всё предоперационное обследование и подготовку также можно быстро и в комфортных условиях пройти в нашем госпитале на высокоточных цифровых томографах (МСКТ 128 срезов; МРТ 1,5 Тесла), рентгенологической системе пр-ва Philips. В нашем отделении лучевой диагностики можно сделать редкий даже для Москвы снимок позвоночника по всей длине, что бывает необходимо при планировании ортопедических операций.

По результатам обследования врачи Клинического госпиталя на Яузе быстро и точно выяснят причину болей в спине, поставят клинический диагноз и определятся с оптимальным методом лечения. При необходимости пациенту проведут малоинвазивную операцию, которая надолго избавит его от боли.

Перед операцией также необходимо пройти стандартное обследование:

• Рентгенографию органов грудной клетки
  • Анализы на гепатиты С и В, сифилис, ВИЧ
  • Общие анализы крови и мочи
  • Определение группы крови и резус-фактора
  • Развернутый биохимический анализ крови с электролитами и коагулограммой
  • ЭКГ
  • Консультацию терапевта

ЛЕЧЕНИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОЙ ГРЫЖИ

Кому необходимо хирургическое лечение при грыже пищеводного отверстия диафрагмы? Устранение грыжи пищеводного отверстия диафрагмы необходимо пациентам с околопищеводной (параэзофагеальной) грыжей из-за риска ее ущемления вне зависимости от выраженности имеющихся симптомов, а так же пациентам со скользящей грыжей пищеводного отверстия диафрагмы, имеющей выраженные клинические проявления в виде изжоги, регургитации (срыгивания) пищей и требующей постоянного медикаментозного лечения.

Пациенты с внепищеводными симптомами диафрагмальной грыжи (рецидивы пневмонии и бронхита, ночной кашель, хронический ларингит), метаплазией Баррета, побочными эффектами от терапии кислото-снижающими препаратами так же являются кандидатами на оперативное лечение.

Рисунок — Основные виды грыжи пищеводного отверстия диафрагмы

Ход и преимущества операции по эндоскопическому удалению межпозвонковой грыжи

• Операция проводится под эпидуральной анестезией и продолжается примерно один час. Пациент сохраняет сознание, с ним можно контактировать, но он не ощущает боли. Для сохранения спокойствия перед операцией пациенту часто дают седативные (успокаивающие) препараты. Для сравнения — оперативные вмешательства, проводимые традиционным — открытым доступом, могут продолжаться до 6 часов и проводятся под общим наркозом.
  • Разрез на коже обычно не превышает 1 см и больше напоминает прокол, через который вводится специальный тонкий спинальный эндоскоп. Аппарат оснащён световодами и миниатюрной видеокамерой, что обеспечивает хирургу возможность визуально контролировать все свои действия, изображение выводится на монитор.
  • Если позволяет локализация грыжи, то её удаление проводится через естественное фораминальное отверстие, где из позвоночника выходит корешок спинномозгового нерва (трансфораминальным доступом). Это самая бережная хирургическая технология, проводимая через прокол.
  • При проникновении эндоскопа ткани не рассекаются, а раздвигаются с помощью специальных манипуляторов, что позволяет сохранить их практически неповрежденными.
  • Хирург может оперативно остановить кровотечение благодаря коагулятору и термическому воздействию на ткани.
  • Врач удаляет секвестр — грыжевое выпячивание, а также поврежденные фрагменты межпозвоночного диска, восстанавливает целостность фиброзного кольца между позвонками, что предотвращает рецидивы грыжи.

Показания для проведения процедуры

Данное образование (размером от 1 до 1,5 см) является распространённой патологией, возникшей на фоне прогрессирующего хронического остеохондроза. Оно развивается при разрыве фиброзного кольца вокруг межпозвонкового диска, что приводит к выпадению его ядра в спинномозговой канал. В результате этого происходит раздражение нервных окончаний, а при достижении выпячиванием 5-7 мм происходит компрессия корешков, что приводит к появлению сильного болевого синдрома.

Показанием для назначения оперативного лечения может быть:

• Сильная болезненность, продолжающаяся не менее 6 месяцев
  • Мышечная атрофия и паралич.
  • Отсутствие желаемого результата от консервативной терапии, которая проводилась в течение 3-4 месяцев (при условии соблюдения регулярности и правильности выполнения врачебных назначений).
  • Корешковый синдром.
  • Расстройство функционирования органов малого таза (кишечник, мочеполовой тракт).
  • Спинномозговой стеноз.
  • Нарушение мозгового кровообращения (при локализации в шейном отделе), вызванного сдавливанием артерий шеи.

Современное оборудование

Операция проводится с использованием специального оборудования ведущих мировых фирм — производителей медицинской аппаратуры , таких как «DePuySynthes», «Karl Storz», «Joimax» и иных.

Лучевая диагностика на этапе планирования операции, интраоперационного визуального контроля, оценки эффективности лечения проводится на экспертных системах Philips, показывающих детальную картину состояния позвоночн7ика и окружающих тканей.

Результаты операций на позвоночнике, выполненных нашими спинальными хирургами, получили высокую оценку коллег из США, Германии, специализированных ортопедических центров России, а также многочисленных благодарных пациентов, спасённых от боли, вернувших себе подвижность и достойное качество жизни.

Реабилитация

Длительность периода восстановления составляет от 1 до 3 дней. Реабилитационные мероприятия проводятся в стационаре, под тщательным наблюдением лечащего врача (Контроль продолжается на протяжении 1-2 недель). В первые 5-10 дней пациенту потребуется регулярно принимать антибиотики, НПВС и противотечение препараты. Первый месяц необходимо носить жёсткий ортопедический корсет и минимизировать физические нагрузки. Если операция проводилась на поясничном отделе, то нужно предотвратить сильное сгибание и разгибание спины. Занятие спортом и ЛФК разрешается только спустя 2 месяца.

Почему мы

• Врачи. В отделении нейрохирургии работают спинальные хирурги с большим опытом успешного лечения межпозвонковой грыжи. В Клиническом госпитале на Яузе Вас могут проконсультировать известные специалисты из Германии, Израиля и других стран.
  • Экспертное оборудование. Клинический госпиталь на Яузе оснащен оборудованием ведущих мировых производителей, операции проводятся с использованием современной аппаратуры «Karl Storz», «DePuySynthes», «Joimax».
  • Инновационная конструкция операционных. Устойчивые к инфекциям бесшовные монолитные блоки, 5 уровней стерильности благодаря сложной системе вентиляции.
  • Быстрое восстановление. Пациент может вернуться домой на следующий день после проведения операции. Полное восстановление происходит значительно быстрее по сравнению с традиционным удалением грыжи.
  • Малая травматичность. Отсутствие заметных послеоперационных рубцов — операции выполняются эндоскопически через небольшие разрезы.
  • Безопасность. Минимальные риски развития послеоперационных осложнений. Отсутствует вредное воздействие наркоза на пациента.

Записаться на консультацию к специалистам Центра вертебрологии и эндоскопической хирургии позвоночника Клинического госпиталя на Яузе можно через специальную форму на сайте или позвонив по указанному на этой странице номеру телефона.

Цены на услуги Вы можете посмотреть в прайсе или уточнить по телефону, указанному на сайте.

Статья проверена врачом ортопедом-вертебрологом, д.м.н. Абакировым М.Д., носит общий информационный характер, не заменяет консультацию специалиста. Для рекомендаций по диагностике и лечению необходима консультация врача.

Постановка диагноза

Диагностика межпозвоночной грыжи имеет ведущее значение для выбора схемы лечения и проводится с помощью следующих методов:

• МРТ позвоночника. «Золотой стандарт» для выявления патологических изменений мышц, связок и нервных структур.
  • КТ позвоночника. Позволяет оценивать состояние костей и мягких тканей.

УЗИ при межпозвоночных грыжах не является основным способом диагностики болезней позвоночника. Рентген назначается только для определения травматического или нетравматического характера имеющихся нарушений.

Осложнения

Но даже при успешно проведенных манипуляциях, у части пациентов (примерно у 25%) остается или через какое-то время рецидивирует корешковый синдром, сохраняются или возникают неврологические и двигательные расстройства. Клиническое обследование больных, которые попали в группу людей с неудовлетворительными результатами, установило, что причинами синдрома неудачно прооперированного позвоночника по большей мере являются:

• рецидивы грыжеообразования на том же уровне (8%);
  • сужение позвоночного канала из-за экзостозов и артроза межпозвоночных суставов (4,5%);
  • появление грыжи на смежном с прооперированным сегментом диске (3,5%);
  • образование патологических рубцов и спаек в позвоночном канале (3%);
  • рубцово-спаечных образований в нервных корешках (3%)
  • постоперационные псевдоменингоцеле и спинально-эпидуральные гематомы (1%).

Зоны, куда может отдаваться болевой синдром.

Как можно проследить, особенную тревогу вызывают рецидивы заболевания в том же месте, где производилась резекция грыжевой ткани. И довольно часто – это следствие допущенных ошибок и неточностей в ходе реабилитационного периода, игнорирование в отдаленные сроки требований и ограничений, касающихся повседневного образа жизни.

Кто после качественной реабилитации продолжил восстановление в санатории, меньше остальных рискуют столкнуться с последствиями. Поэтому этот факт нужно принять к сведению всем пациентам, поскольку закрепление достигнутых функциональных результатов сразу по окончании основной реабилитационной программы играет далеко не второстепенную роль.

Какими могут быть интраоперационные последствия? Преимущественно они связаны с ранением нерва или твердой мозговой оболочки спинного мозга.

• Первое осложнение будет проявляться болями и нарушением чувствительности в ногах или руках, в зависимости от места нахождения травмированного нерва. Если нервная структура повреждена сильно, прогноз на ее восстановление, к сожалению, неутешительный.
  • При повреждении твердой спинномозговой оболочки, если хирург своевременно обнаружил причиненный дефект, он его ушьет. В противном случае будет вытекать спинномозговая жидкость. Нарушенная циркуляция ликвора вызовет проблемы с внутричерепным давлением и, как следствие, пациент будет испытывать сильные головные боли. Твердая оболочка может зажить самостоятельно, примерно за 2 недели.

Негативные реакции бывают и послеоперационными, ранние и поздние:

• К ранним осложнениям относят гнойно-септические процессы, в числе которых эпидурит, остеомиелит, нагноение шва, пневмония. Кроме того, в группу ранних постоперационных последствий входят тромбоз глубоких вен нижних конечностей и тромбоэмболия легких.
  • Поздние негативные реакции – это повторные рецидивы, вторичные дегенеративно-дистрофические патологии. Сюда же входят грубые рубцово-спаечные разрастания, которые в свою очередь сдавливают нервные образования, что, как и при межпозвоночных грыжах, проявляется болевым синдромом и/или парестезиями, распространяющимися по ходу защемленного нерва.

Если операция проходила на образцовом уровне, соблюдены все профилактические меры и безупречно выполняются врачебные рекомендации, вероятность возникновения любых последствий сводится к самому предельному минимуму.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )