Экзостоз челюсти: симптомы остеофитов, методы лечения

Что такое экзостоз

Экзостоз — это костное или костное и хрящевое разрастание неопухолевого типа на поверхности костей (вид линейного, шаровидного и другого образования). Экзостоз по своей структуре состоит из хрящевых тканей (окостеневая по схожести как нормальная хрящевая ткань) и поэтому название «хрящевые» экзостозы не совсем точно показывает сущность всего процесса.
Процесс окостенения при экзостозе обычно сопровождается превращением в губчатую кость, заключённой снаружи в тонкую и плотную костную скорлупку. Поверхность костного экзостоза — это слой, покрытый гиалиновым хрящом, толщина которого составляет всего несколько миллиметров. Из такой хрящевой головки в дальнейшем проистекает рост всего экзостоза.

Краевые костные экзостозы пяточной кости

Костный экзостоз пяточной кости больше известен как пяточная шпора. Это новообразование, которое начинает развиваться из сухожильной и фасциальной ткани. Первичным фактором воспалительной реакции становится нарушение целостности отдельных волокон подошвенной фасции. Она начинает постепенно утолщаться. Развивается плантарный фасциит.

Эта патология влечет за собой постоянное травмирование синовиальной хрящевой ткани в области пяточной кости. Хрящ начинает разрастаться и образуются краевые костные экзостозы, причиняющие сильные страдания пациенту при ходьбе.

Вылечить костные экзостозы на пятках без хирургического вмешательства можно только на начальных стадиях. Поэтому при возникновении боли в области пяток, которые развиваются после физической нагрузки (напрмиер, после ходьбы на отдаленные расстояния) следует немедленно обратиться на прием к ортопеду.

Врач назначит рентгенографический снимок пяточной кости. На нем будет видно образование краевых костных экзостозов по поверхности пяточной кости. Эти образования при ходьбе травмируют окружающие мягкие ткани. Возникает воспалительный процесс, который стимулирует дальнейшее разрастание хрящевой и костной ткани.

Причины экзостоза

Причинами формирования экзостоза могут быть воспалительный процесс, ушиб, ущемление, аномалии надкостницы и хряща, такие инфекционные заболевания как сифилис, недостаточность функций эндокринной системы или её отдельных желез. Экзостоз представлен, в целом, как стойкое образование, однако отмечаются случаи, когда процесс формирования экзостоза со временем уменьшается и экзостоз навсегда исчезает.

Зачастую, медленно увеличивающийся и не вызывающий болевых ощущений, экзостоз не отмечается клиническими симптомами, оставаясь незаметным как для больного, так и для врача. Обнаруживают экзостоз при рентгенологическом исследовании, или при пальпации уплотнений, которые уже видны при осмотре.

Большое количество научных работ посвящено выяснению причин экзостоза, их внимание направлено на изучение наследственности при этом заболевании. Однако даже наличие в определённых случаях семейных экзостозов, которые передаются по наследству, ещё не даёт никаких оснований для объяснения возникновения данного заболевания.

Симптомы

Экзостоз зуба появляется в форме выпуклого нароста, появившегося без видимой причины. Основные симптомы:

• Ощущение чужеродного тела во рту;
  • неудобство при еде, разговоре (при остеофитах большого размера);
  • боль при надавливании на новообразование;
  • покраснение, истончение слизистой в зоне патологии.

Небольшую аномалию выявить можно только на осмотре стоматолога, поскольку визуально она себя ничем не проявляет.

Костно-хрящевой экзостоз

Костно-хрящевой экзостоз может на протяжении долгого времени продолжать оставаться незамеченным, так как рост костно-хрящевого экзостоза очень часто не сопровождается симптомами. Экзостоз может обнаружиться случайным образом, например, при рентгенологическом обследовании или при установлении наростов или уплотнений.

Часто костные разрастания не проявляются до 8 лет, однако во время активного роста скелета в период с 8 до 16 лет может произойти активизация и развиться экзостоз. Ускоренное развитие костно-хрящевого экзостоза отмечается в период полового созревания и обнаруживается на малоберцовой и большеберцовой кости, а также в нижней части бедра, на лопатке и ключице.

Кисти и стопы костно-хрящевой экзостоз поражает намного реже и никогда не поражает область черепа. Количество наростов при костно-хрящевом экзостозе может варьироваться — от единиц до десятков, похожая ситуация и с размерами — от горошины до большого апельсина. Не всегда получается осуществить прощупывание экзостозов при исследованиях, поэтому для точного определения их количества применяется рентгенография. Это единственный способ для получения данных о размерах, формах и строении костно-хрящевого экзостоза.

Костно-хрящевой экзостоз бывает двух видов: солитарный костно-хрящевой экзостоз и множественная экзостозная хондродисплазия. Оба вида экзостозов могут поразить любые кости. Излюбленная локализация — это метафизы длинной трубчатой кости. 50% всех костно-хрящевых экзостозов отмечаются поражением бедренной кости, проксимального метафиза плечевого сустава и большеберцовой кости. Костно-хрящевой экзостоз обычно проявляется в подростковом и детском возрастах.

Клиническая картина при костно-хрящевом экзостозе зависит от формы заболевания, её локализации, размера экзостозов, формы и связи с находящимися рядом тканями и органами. Ээкзостозы огромных размеров могут оказать влияние на нервные стволы и сосуды, при этом вызывая болевые ощущения. Костно-хрящевой экзостоз в области позвоночника, с дальнейшим ростом в область позвоночного канала, может повлечь за собой компрессию спинного мозга.

• Быстрый рост остеофита;
  • экзостоз после удаления зуба мудрости;
  • дискомфорт, болезненность;
  • появление косметических дефектов на нижней или верхней челюсти (выглядят как белые шарики на челюсти, заметные при улыбке, разговоре);
  • необходимость имплантации, съемного или несъемного протезирования;
  • риск перерождения новообразования из доброкачественного в злокачественное.

Если нужно установить протезы или импланты, экзостозы станут препятствием к процедуре. Протезы будут травмировать костный нарост на десне, а импланты не смогут нормально прижиться в кости из-за давления остеофитов.

Лечение экзостоза операцией

Лечение экзостозов только хирургическое. В случае образования множественных экзостозов в первую очередь производится удаление разросшихся участков костной ткани, сдавливающих нервы и сосуды. Лечение экзостоза операцией проводится врачами травматологами-ортопедами под общей или местной анестезией, в зависимости от размеров разрастаний на поверхности кости и их локализаций. При операции производится удаление разросшихся участков костной ткани с последующим сглаживанием.

При лечении экзостоза в нашем центре травматологии и ортопедии производится операция с минимальной травматизацией тканей и применением современной техники, а также с наложением внутренних косметических швов, что позволяет возвратиться к активному образу жизни в кротчайшие сроки. Своевременные методы диагностики экзостоза с дальнейшим эффективным лечением (при необходимости) помогают избежать последующих осложнений этого заболевания.

Костные экзостозы позвоночника и ребер

Хрящевые и костные экзостозы позвоночника являются следствием длительно протекающего дегенеративного дистрофического процесса в области межпозвоночных дисков и замыкательных пластинок тел позвонков. Процесс дегенерации начинается с нарушения диффузного питания хрящевой ткани. Она способна получать питание только при активной работе мышечного каркаса спины. Если человек ведет малоподвижный образ жизни, мышцы утрачивают эластичность и работоспособность. Они не могут транспортировать кровь и растворенные в ней питательные вещества в хрящевые ткани межпозвоночных дисков.

В результате этого начинается процесс обезвоживания фиброзного кольца. Оно утрачивает амортизационную способность и покрывается сеточкой из трещин. В них откладываются соли кальция.

В качестве компенсаторной реакции начинается хондроз и склероз замыкательных пластинок тел позвонков. Они увеличиваются в объёме и деформируются. В результате усиления точки кровоснабжения усиливается процесс питания костной ткани. Начинается деформация тел и оснований позвонков.

Костные экзостозы ребер образуются в результате травматического воздействия и при искривлениях позвоночного столба. Эти плотные соединения фиксируют деформацию грудной клетки, ограничивают жизненный объем легких и могут приводить к выраженной кислородной недостаточности структур головного мозга и жизненно важных внутренних органов (сердце, печень, селезенка).

Диагностика проводится с помощью рентгенографических снимков. Для лечения можно использвоаться консервативные методы воздействия, такие как мануальная терапия, физиотерапия, ударно-волновая терапия и т.д. Хирургическое вмешательство при этой локализации экзостозов применяется относительно редко.

Почему именно Pacient.Club?

Мы давно работаем в сфере медицинского туризма и знаем, как быстро и эффективно организовать лечение наших клиентов. Довериться нам стоит потому, что:

• Медицинское заведение подбирается с учетом характера заболевания, индивидуальных пожеланий и финансовых возможностей клиента;
  • Помогаем быстро и без нервотрепки оформить документы;
  • Предоставляем полный пакет услуг по прибытию;
  • Подбираем личного переводчика и сопровождающего, которые помогут быстрее адаптироваться к пребыванию в другой стране.

Лучшие клиники для лечения экзостоза

Эффективно это заболевание лечат в таких ведущих клиниках и медицинских центрах:

• Assaf Harofeh;
  • Assuta Express Medical;
  • Hisar Intercontinental Hospital;

Страны, в которых лечат экзостоз

Чтобы избавиться от наростов на костях можно отправиться на лечение в такие страны, как:

• Швейцария;
  • Греция;
  • Южная Корея;
  • Латвия;
  • Германия;
  • Финляндия;
  • Израиль;
  • Турция.

Список источников

• Зацепин, С.Т. Костная патология взрослых / С.Т. Зацепин. – М.: Медицина, 2001. – 640 с.
  • Нейштадт, Э.Л. Опухоли и опухолеподобные заболевания костей / Э.Л. Нейштадт, А.Б. Маркочев. – СПб.: Фолиант, 2007. – 344 с.
  • Эпидемиология опухолей скелета: учебно-методическое пособие/ Чернякова Ю.М., Иванов С.А., Ядченко В.Н. – 2012.
  • Волков, М.В. Болезни костей у детей / М.В. Волков. – М: Медицина, 1985. – 511 с.
  • Ланцман Ю.И. Доброкачественные опухоли / Опухоли костей. – Томск: Издательство Томского университета, 1990. – С. 88158.

Диагностика

При обнаружении признаков образования подногтевого экзостоза необходимо обратиться к врачу ортопеду. Доктор проведет осмотр пальцев и стопы в целом, опросит пациента о характере имеющихся жалоб и случаях травмирования ногтя в прошлом. Установить наличие костно-хрящевого образования на конце фаланги первого пальца можно уже при пальпации, хотя достоверно определить его природу таким путем невозможно.

Рентген

Дело в том, что подобным образом могут проявляться и другие заболевания, в частности доброкачественные и злокачественные опухоли. Поэтому для точного установления природы сформировавшегося выпячивания назначаются инструментальные методы диагностики. Как правило, используется рентген. Этот метод дает информацию о состоянии костных структур и будет информативен при длительном существовании подногтевого экзостоза, когда он уже успеет окостенеть. Если же провести исследование, когда выпячивание только появилось, оно может быть безрезультатным, так как на снимках не будет видно хрящевую структуру.

Другие методы инструментальной диагностики используются редко. В основном они требуются в спорных случаях, когда рентгеновские снимки оказались неинформативными. В таких ситуациях пациентам может назначаться МРТ, КТ.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )