Как правильно выполнять широкое пеленание при дисплазии тазобедренных суставов


Как определить дисплазию

Дисплазию у новорожденных могут диагностировать еще в роддоме. При этом малышу окажут необходимую помощь.

Педиатры определят степень подвижности суставов у ребенка. В нормальном состоянии ножки крохи разводятся на 180 градусов.

Более точную диагностику можно провести при помощи УЗИ. Определить недуг можно по следующим симптомам:

  1. Больная ножка будет более короткой.
  2. Может быть складка на бедре, или складки на ягодицах располагаются несимметрично.
  3. Если согнуть ножку, то слышится звук как щелчок.

У детей до года, которые уже ходят, могут наблюдаться покачивания при ходьбе. Для облегчения ходьбы малыш может вставать на носочки.

При незрелости суставов не наблюдается каких – либо симптомов.

Недоразвитие суставов у малышей диагностируется в 10 % случаев. Неполное формирование структуры сустава относится к врожденным порокам. Дисплазия бывает 1 и 2 степени – подвывих, а 3 степени – вывих.

Если недуг диагностируют до полугода, то при правильном уходе он проходит к полутора годам. Когда диагноз определяется позже, то лечение может быть осложнено.

Эффективный ортопедический способ – широкое пеленание, обеспечивающий нахождение ног в анатомически правильном расположении.

Крепление сустава в центральной части вертлужной впадины способствует обрастанию сустава связками. При этом он перестает перемещаться.

Показания

Дисплазия часто становится следствием патологий в родах – подвывихи или предлежание ягодичное. Чтобы понять, присутствует ли такое отклонение у младенца, достаточно визуально рассмотреть его ножки и бедра.

Признаки дисплазии:

  • при дисплазии в этих местах складочки распределены не симметрично;
  • у малыша разная длина ножек;
  • часто наклоненная в сторону голова или изогнутая в положении лежа спина – тоже признаки дисплазии.

Когда малыш проявляет двигательную активность, одна нога у него менее подвижна. Иногда можно услышать негромкий щелчок в тазобедренном суставе. Постоянное желание малыша ходить на пальчиках – тоже явный признак дисплазии. В дальнейшем, если не принимать никаких мер, у ребенка разовьются «утиная» походка и искривление позвоночника.

Общие характеристики. Для дисплазии характера неполноценность тазобедренного сустава. Она является врожденной и вызвана неправильным развитием плода. Это при родах приводит к вывихам и подвывихам головки кости бедренной.

Связки и мышцы у такого младенца очень слабые и не в состоянии справляться с теми нагрузками, которые им выпали. Поэтому так сложно суставу зафиксироваться в вертлюжной впадине.


Основная терапия как раз и нацелена на то, чтобы уменьшить давление и помочь скелету развиваться правильно. Широкое пеленание является тем фиксатором, который удерживает сустав во впадине. Применять его рекомендуется вплоть до 4-х месяцев.

Виды пеленания

Существует несколько видов пеленания.

Вот они:

  1. Естественное заворачивание или открытое применяется, когда не используются пеленки. При этом применяются трусы с подгузниками, ползунки и кофточки. При этом предполагается полная свобода движений для малыша. Психологи не советуют такой способ использовать первое время, так как это может вызвать некоторое беспокойство.
  2. При свободном обертывании заворачиваются нижние конечности, а верхние оставляются свободными.
  3. Тугое пеленание педиатры не одобряют, так как такой способ затормаживает развитие двигательных функций.
  4. Широкое пеленание называют даже лечебным. Его применяют как профилактический метод и для коррекции проблем с тазобедренным суставом.

Последний вид пеленания можно использовать даже для полностью здоровых детей.

Необходимый инвентарь

Для правильного заворачивания малыша маме понадобятся тонкие и фланелевые пеленки, с помощью которых обматывают ножки ребенка в области бедер и поясницы. Детям старше 1 месяца рекомендуется применять для широкого пеленания подушку Фрейка: приспособление располагается между бедер и позволяет сохранять правильное положение ножек.

Для фиксации можно сшить специальный чехол с боковыми завязками, плечевыми лямками и плотной вкладкой.

Тканевые пеленки

Для широкого пеленания используют несколько пеленок из мягкой натуральной ткани. Подойдет хлопок, ситец, фланель, байка, батист. Перед заворачиванием малышу можно надевать одноразовые подгузники или делать многоразовые тканевые.

Из отреза шьют трусики, для их фиксации понадобятся липучки или матерчатые завязки. Необходимые приспособления можно приобрести в детских специализированных магазинах, аптеке, там же продаются уже готовые изделия.

Чехол

Сделать его можно из фланелевой ткани, сложенной в несколько слоев. Конструкция имеет удлиненную прямоугольную форму с пришитыми ленточками, с помощью которых средство закрепляется на талии. Само изделие для широкого пеленания размещается между ножек младенца.

Подушка Фрейка

Это мягкое ортопедическое приспособление, удерживающее ножки в отведенном положении. Использовать бандаж рекомендуется в первые 1–3 месяца, реже лечение продолжают до года. Продаются подушки разного размера, что позволяет подобрать подходящий вариант для каждого ребенка. При покупке средства следует учитывать расстояние между подколенными ямками, которое образуется при фиксации конечностей в правильном положении. Носить приспособление необходимо постоянно, снимают его только на время переодевания, водных процедур, проведения массажа.

Для чего нужно широкое пеленание?

Широкое пеленание представляет собой универсальный способ, который применяется при проблемах в суставах. При применении такой техники ножки разводятся в стороны и сгибаются, что позволяет сохранить естественное положение.

При этом суставы развиваются полноценно. Метод защищает от развития таких патологий, как вывих или подвывих.

Как правильно выполняется пеленание можно посмотреть на видео в конце. Чтобы получить полное представление о процедуре стоит прочитать отзывы. Для этого необходимо зайти на специальный тематический форум.

Диагностика и лечение

Чтобы подтвердить визуальное впечатление, малыша подвергают аппаратному обследованию. Именно с его помощью можно поставить более точный диагноз.

УЗИ. Ультразвуковое исследование безошибочно определит патологию, если она имеется. Этот метод диагностики используют, как контрольный вариант, периодически проверяя, как развиваются тазобедренные суставы.

Рентген. Как дополнительное подтверждение, используют рентген. Его рекомендуется проводить детям старше 3-х месячного возраста, но при тяжелых случаях назначают и новорожденным, еще не достигшим 4-х недель.

К широкому пеленанию прибегают, не дожидаясь результатов аппаратной диагностики. Здесь уже достаточно визуальных признаков патологии развития. При выявлении сильных отклонений используют подушку Фрейка, трусики и стремена Павлика.


Важно знать о дисплазии у детей. Чтобы понять, насколько серьезна эта проблема, следует ознакомиться с такой информацией:

  1. дисплазия – это не редкость. Она проявляется у 20% новорожденных;
  2. чаще всего рискуют дети с чистым ягодичным предлежанием;
  3. более половины всех детей, страдающих дисплазией, — первенцы. При этом девочек больше, чем мальчиков, так как это связано с особенностями организма;
  4. младенцы, появившиеся на свет у пожилых людей, относятся к группе риска развития дисплазии. Точно так же, как и недоношенные детки с весом до 2,5 кг.

Любые тяжелые заболевания в период беременности, плохая экология, наследственность и некачественное питание – это все факторы, которые могут привести к развитию данной патологии.

Как делается широкое пеленание

При дисплазии показана специальная гимнастика и массаж, но в другое время ребенок должен пребывать с зафиксированными ножками. Прежде чем приступить к процедуре, необходимо ознакомиться с важными правилами:

  1. Перед пеленанием проверьте положение крохи. Он должен находиться на ровной поверхности, где нет выпуклостей складок. Можно применить пеленальный столик или заворачивать на диване.
  2. Применяйте натуральные ткани, которые позволяют кожному покрову дышать. Можно выбрать фланель, трикотаж, бязь или ситец. Ткань нужно простирать и прогладить с двух сторон.
  3. Чтобы не возникло перегрева или переохлаждения необходимо правильно выбирать памперс, распашонки и ползунки.

Все что понадобится для процедуры. Это несколько пеленок, памерс и ровная поверхность.

Рассмотрим, как делать пошагово процедуру широкого пеленания:

  1. Одну пеленку нужно сложить так, чтобы получилась фигура прямоугольника с шириной 15-20 см. Ножки ребенка разведите и положите свернутую ткань между ними.
  2. Вторую пеленку сверните способом косынки и обмотайте вокруг бедер малыша. Зафиксируйте ножки под прямым углом.
  3. В третью пеленку необходимо завернуть малыша ниже пояса.
  4. Ножки притяните нижней частью пеленки, чтобы кроха не мог свести их вместе.

Ножки ребенка необходимо зафиксировать под прямым углом по отношению к корпусу. Особенно эффективно такое пеленание в первое время, когда суставы до конца не сформированы. Если не получается использовать пеленки, то можно приобрести специальные трусики. При достаточной сноровке можно обойтись и пеленками.

Для этого нужно взять два квадратных отреза с размерами 80*90 см, а также одну – 80*120 см. При таком заворачивании можно использовать как самодельный подгузник из пеленок, так и покупной.

Как же правильно пеленать ребёнка таким способом?

Для этого можно использовать одну пелёнку, две, или три. А ещё возможно пеленать малыша на памперс. Таким образом пеленают младенцев, чтобы предупредить появление опрелостей, нарушения развития тазобедренных суставов, и т. д.

Первый способ

Он подходит для спокойного малыша. Можно также пеленать его спящим.

Для этого прямоугольную пелёнку нужно расстелить на твёрдой поверхности. Затем сложить её вдвое. Раскрыть один карман так, чтобы образовался треугольник. Затем средняя часть пелёнки сгибается и складывается прямоугольником. Таким образом, получается подгузник. Его и используют для пеленания малыша.

Делается это так. Ребёнка нужно уложить на пелёнке. Ножки раздвинуть в стороны так, чтобы получился 90-градусный угол. Обе ножки малыша обернуть пелёнкой, а среднюю часть расположить между ними и загнуть её вверх, так, чтобы сложенный прямоугольник оказался между ними.

Чтобы такой подгузник сразу не размотался от движения ребёнка, нужно надеть на него ползунки, или сверху запеленать его. Чтобы лучше освоить такую технику можно посмотреть специальное видео о широком пеленании на памперс.

Второй способ

Для него потребуются две пелёнки. Одну из них нужно взять побольше, вторую — поменьше. Первую, большую пелёнку, следует расстелить на плоской поверхности. Вторую свернуть прямоугольным валиком.

Малыш укладывается на расстеленную пелёнку. Между ножками, слегка согнув их, уложить валик из меньшей пелёнки. С обеих сторон обернуть тело ребёнка. Захватив нижнюю часть пелёнки её тоже расположить между ножками и закрепить концы вокруг пояса.

Обязательно нужно помнить о том, что использовать следует только пелёнки высокого качества, лучше всего хлопковые, мягкие, не раздражающие кожу малыша и хорошо впитывающие жидкость.

С помощью такого способа возможно как исправление деформации тазобедренных суставов, так и предупреждение раздражений и опрелостей. Потребуется гораздо меньше разовых подгузников, естественно, значительно снижаются расходы. Ребёнка проще и быстрее научить проситься на горшок.

Третий способ

Для него нужно использовать три пелёнки. Суть же самой техники такова.

Первую пелёнку нужно сложить треугольником. Затем уложить на неё ребёнка так, чтобы средний (прямой) угол оказался под ножками.

Вторую пелёнку сложить прямоугольником (его ширина — примерно 20 см). После этого пропустить между ножек. Затем угол первой захватывается и тоже продевается между ножками, а концами оборачиваются бёдра, после чего они закрепляются на поясе.

После этого потребуется третья пелёнка. С её помощью оборачивается тельце ребенка, и первые две пелёнки надёжно закрепляются. Потом её нижний край крепится на поясе возле пупочка.

В тех случаях, когда используется подгузник, пелёнка, сложенная прямоугольником, не нужна. Её роль будет выполнять сам памперс.

Использование распорок

Широкое пеленание представляет собой действенный способ, но если процесс запущен не стоит впадать в панику.

Существуют специальные распорки, которые позволяют правильно зафиксировать суставы.

Вот некоторые из них:

  1. Подушка Фрейка выполняется в виде штанишек. При этом ножки малыша поддерживаются в разведенном положении.
  2. Стремена Павлика представляют собой широкий пояс с приспособлениями для фиксации ножек.
  3. Шина Виленского должна носиться круглые сутки. Ее фиксируют на тазобедренном суставе. Существуют приспособления с различными размерами.

Подобные распорки используются, когда дисплазия перешла в осложнения.

При любой степени дисплазии не стоит отчаиваться. При правильном подходе все можно вылечить. Если обратиться к врачу и начать полноценное лечение, то с проблемой можно справиться.

А широкое пеленание станет надежным способом при проблемах с тазобедренными суставами у карапуза.

Цель – правильное развитие сустава

Дисплазия тазобедренных суставов встречается у 54% грудничков, еще у 12-15% младенцев такая патология выявляется к 6-ому месяцу. Поскольку проблема серьезная, необходимо проводить лечение немедленно.

Главный принцип лечения – разведение бедер ребенка в стороны, в этом сначала помогут обычные пеленки, затем, если проблема будет уходить медленно, будут применены более строгие меры лечения. Так называемая поза «лягушки» ограничивает подвижность ребенка, но в то же время обеспечивает нормальное формирование хрящевой ткани.

Интересно! Родителям не стоит бояться – поза «лягушка» для младенцев наиболее удобна и естественна.

Принципы медицинского сопровождения детей с дисплазией соединительной ткани

Дисплазия соединительной ткани (ДСТ) представляет собой не самостоятельную нозологическую единицу, а гетерогенную группу нарушений соединительной ткани полигенно-многофакторной природы, объединенных в фенотипы на основе общности внешних и/или висцеральных признаков. В основе ДСТ лежат разнообразные дефекты формирования коллагеновых и эластиновых волокон, а также основного вещества соединительной ткани, возникающие в результате генетической предрасположенности, реализация которой во многом зависит от воздействий факторов внешней среды [1–3]. Именно «вездесущность» соединительной ткани определяет многообразие клинических проявлений при нарушении ее развития. Свой вклад в это многообразие вносят разнообразные метаболические расстройства (дисэлементозы, вторичная митохондриальная недостаточность), лабильность нервных процессов, вегетативная дистония, психоэмоциональные нарушения, характерные для детей с ДСТ [4–6].

По МКБ-10 ДСТ может быть отнесена к XIII классу (болезни костно-мышечной и соединительной ткани). Подробный алгоритм диагностики представлен в Российских рекомендациях «Наследственные и многофакторные нарушения соединительной ткани у детей. Алгоритмы диагностики. Тактика ведения», опубликованных в ряде научно-практических журналов России [6–8]. Данные рекомендации должны помочь не только педиатрам, но и врачам разных специальностей в выявлении детей группы риска развития ДСТ и раннем ее обнаружении, что является залогом своевременно начатой профилактики или лечебно-реабилитационных мероприятий. Лечебно-реабилитационные мероприятия, направленные на коррекцию нарушений соединительной ткани, должны проводиться систематически и длительно, быть комплексными и подобранными индивидуально. Это возможно только при способности врача донести до пациента и его родителей суть патологического процесса в соединительной ткани, чтобы убедить их в необходимости выполнения рекомендаций в течение длительного времени.

Важными составляющими программы лечебно-реабилитационных мероприятий детей и подростков с ДСТ являются немедикаментозные воздействия и медикаментозные средства.

Немедикаментозные методы коррекции

Несомненную ценность представляют такие немедикаментозные методы, как полноценная диета и организация режима дня.

Детям с ДСТ рекомендуется пища, богатая белком (мясо, рыба, кальмары, фасоль, соя, орехи), с индивидуально подобранными биодобавками, содержащими незаменимые аминокислоты (лизин, аргинин, метионин, лейцин, изолейцин, валин). Продукты питания должны содержать большое количество макро- и микроэлементов, витаминов, непредельных жирных кислот, необходимых для осуществления нормального синтеза коллагена. Пациентам без патологии пищеварительной системы целесообразно несколько раз в неделю включать в рацион крепкие бульоны, заливные блюда из мяса и рыбы, содержащие значительное количество хондроитинсульфатов.

Необходимо четко организовать режим дня с чередованием труда и отдыха. Обязательны ежедневная гимнастика, прогулки на свежем воздухе, короткий отдых днем и полноценный ночной сон. Некоторым детям показан и дневной сон, особенно если нагрузки в школе достаточно значительны. С утра желательно принимать контрастный душ, при этом прохладной водой достаточно облить ноги. Помимо утренней гимнастики в течение дня, когда ребенок отдыхает, можно по 5–10 минут выполнить упражнение «велосипед» в положении лежа на твердой поверхности. Любая физическая активность должна чередоваться с отдыхом, причем желательно, чтобы во время отдыха ребенок либо прилег, либо сидел с поднятыми ногами, что способствует улучшению кровообращения в нижних конечностях.

Врач должен помочь в подборе оптимального двигательного режима, избегая гиподинамии, с одной стороны, и перегрузок — с другой. Однако эти простые с точки зрения исполнения мероприятия зачастую оказываются нереализованными из-за неподготовленности родителей и детей к их исполнению. Для этого необходимо обучение и тех и других. Такое обучение возможно не только при индивидуальной беседе лечащего врача с ребенком и его родителями, но и путем чтения специально подготовленных лекций-бесед для группы детей с ДСТ, в которых в доступной и наглядной форме объясняется значимость выполнения режимно-диетических рекомендаций. Можно проводить групповое обучение пациентов в дневных стационарах поликлиник, реабилитационных центрах, а также в условиях Центров здоровья для детей, которые сейчас являются и центрами по пропаганде здорового образа жизни.

Если нет противопоказаний к занятиям спортом, то ребенок может им заниматься, но не профессионально. Хороший эффект оказывает плавание, снимающее статическую нагрузку на позвоночник. Рекомендуются ходьба на лыжах, велосипед, дозированная физическая нагрузка на тренажерах и велотренажерах, дозированная ходьба, туризм, бадминтон, настольный теннис. Следует иметь в виду, что систематические физические нагрузки повышают адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы.

Всем детям с ДСТ для улучшения трофики мышц показан лечебный массаж (курс — 15–20 сеансов). Массированию подлежит преимущественно область позвоночника и шейно-воротниковая зона (сегментарный массаж). При болях в суставах или ногах показан массаж конечностей.

Успешность реабилитационных мероприятий во многом зависит от коррекции вегетативных нарушений, выявляющихся у подавляющего большинства пациентов с ДСТ, при которой помимо медикаментозных препаратов используются дозированные физические тренировки, лечебная физкультура, элементы классической кинезиотерапии. Однако каждый из указанных методов имеет свои ограничения, поскольку нередко при их использовании не в полной мере учитываются физические качества пациента, тип его вегетативной регуляции, эмоциональные и личностные психологические характеристики. В то же время психологические отклонения также характерны для детей с ДСТ, что обусловлено целым комплексом причин и в первую очередь — характером вегетативной регуляции. Поэтому в программу реабилитации таких пациентов мы предлагаем включать занятия психофизической тренировкой, состоящие из динамических упражнений аэробного типа, изометрических упражнений и сеанса саморегуляции в состоянии релаксации [10]. Психофизическая тренировка гармонизирует эмоциональную сферу, обеспечивая у детей с ваготонией снижение личностной тревожности, повышение психической активности и работоспособности, а у детей с симпатикотонией — уменьшает агрессивность, импульсивность, реактивную тревожность. Количество занятий определяется индивидуально. По мере стабилизации параметров вегетативного гомеокинеза психофизическая тренировка должна переходить в разряд оздоровительной методики, при этом важна регулярность проведения занятий.

Медикаментозная терапия

Поскольку генетически детерминированные изменения в соединительной ткани сопровождаются метаболическими сдвигами в ее структурных элементах, то патогенетическая медикаментозная терапия должна носить заместительный характер и проводиться по следующим направлениям:

1) стимуляция коллагенообразования; 2) коррекция нарушений синтеза и катаболизма гликозоаминогликанов; 3) стабилизация минерального обмена; 4) коррекция биоэнергетического состояния организма; 5) стабилизация процессов перекисного окисления.

Для стимуляции процесса синтеза коллагена рекомендуется использовать лизин, карнитин, витамины С, Е, группы В, микроэлементы (магний, медь, цинк, марганец и др.). Рационально применение витаминно-минеральных комплексов.

Наиболее широкое применение из препаратов этого направления получили левокарнитин и препараты магния. Левокарнитин (Элькар) — природное вещество, родственное витаминам группы В. Левокарнитин участвует в процессах обмена веществ в качестве переносчика жирных кислот через клеточные мембраны из цитоплазмы в митохондрии, где эти кислоты подвергаются процессу окисления с образованием большого количества метаболической энергии (в форме АТФ). Препарат разрешен детям с рождения и имеет разные формы выпуска (30% раствор для дозирования в каплях для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста и в сиропе — для детей старшего школьного возраста). Дозировка: детям от 0 до 3 лет — по 8–10 капель раствора в день, с 3 до 12 лет — по 27–40 капель в день, с 12 лет — по 5 мл сиропа в день. Курс лечения — 1 месяц.

Показано применение препаратов магния в комбинации с магнезиофиксатором — витамином В6 (Магне В6). Детям старше года (при массе более 10 кг) в виде питьевого раствора в суточной дозе 10–30 мг/кг (1–4 ампулы). Внутрь подросткам по 2 таблетке или по 1 ампуле 2–3 раза в день. Меры предосторожности: при ассоциированной кальциевой недостаточности до начала кальциетерапии рекомендуется насыщение организма магнием. Курс — 4–6 недель.

Коррекция нарушений синтеза и катаболизма гликозоаминогликанов осуществляется путем назначения хондропротекторов, которые участвуют в регуляции метаболизма хондроцитов и подавлении синтеза ферментов, повреждающих суставной хрящ. К ним относятся хондроитинсульфаты, глюкозаминсульфат, препараты комбинированного действия, которые содержат комбинацию хондроитина сульфата и глюкозамина сульфата.

Хондроитинсульфат (хондроитина сульфат, Структум) — высокомолекулярный гликозоаминогликан, участвует в синтезе коллагена, построении основного вещества костной и хрящевой ткани, замедляет резорбцию костной ткани, способствует снижению потерь кальция, ускоряет процессы восстановления костной ткани, тормозит дегенеративные процессы в хрящевой ткани, а также нормализует обмен веществ в гиалиновой ткани. Применяется у детей с 15 лет по 1 г в сутки в 2 приема. Капсулы принимают внутрь, запивая небольшим количеством воды. Продолжительность курса — 3 мес.

Для наружного употребления при суставных болях показан комбинированный препарат, включающий хондроитинсульфат и диметилсульфоксид (Хондроксид). Диметилсульфоксид дополнительно оказывает противовоспалительное действие, обладает способностью проникать через клеточные мембраны, улучшает транспорт лекарственных препаратов через кожу. Мазь наносят на область поражения 2 раза в день в течение 2–3 недель.

Глюкозаминсульфат (ДОНА, глюкозамина сульфат) является физиологическим субстратом биосинтеза гиалуроновой кислоты, гликозоаминогликанов и протеогликанов суставного хряща. Инициирует процесс фиксации серы во время синтеза хондроитинсерной кислоты, способствует нормализации отложения кальция в костной ткани. Глюкозамин необходим для синтеза коллагена и восстановления хряща. Показан детям старше 12 лет в виде таблеток или саше 1 раз в день в течение 6 недель. В отдельных случаях назначают более длительный курс. Повторный курс лечения — не менее чем через 2 мес.

Кроме того, существует большое количество других препаратов, содержащих хондроитина сульфат и глюкозамина гидрохлорид. Например, Терафлекс, разрешенный к применению с 15 лет, содержит в 1 капсуле хондроитина сульфата 400 мг, а глюкозамина гидро­хлорида — 500 мг. Дозировка — 1–2 капсулы в день в течение 2–3 месяцев.

Для стабилизации минерального обмена, в первую очередь — фосфорно-кальциевого, используются препараты витамина D2, а по показаниям — его активные формы: альфакальцидол (альфа-D3-тева, Оксидевит), а также препараты кальция с витамином D (Кальций-Д3 Никомед, Кальций Д3 Ультра). Так, Кальций-Д3 Никомед — удобная форма для детей, содержит 1250 мг карбоната кальция, в 10 раз превышающего глюконат кальция по усвояемости, и холекальциферол (витамин D3) в дозе 200 ME. Такое соотношение является оптимальным. Детям 3–5 лет препарат может быть назначен по 1/2 таблетки 1 раз в день, 5–12 лет — 1 по таблетке 1 раз в день, детям старше 12 лет — по 1 таблетке 2 раза в день. Курс лечения — 1 месяц. При необходимости курс лечения повторяется 2–3 раза в год.

Назначаются также витаминно-минеральные комплексы.

Коррекция биоэнергетического состояния организма проводится путем назначения препаратов, стимулирующих выработку АТФ: инозин, убидекаринон, левокарнитин, препараты янтарной кислоты.

Кроме того, показана терапия, направленная на стабилизацию процессов перекисного окисления липидов, которая способствует угнетению свободнорадикального окисления, улучшению тканевого дыхания, быстрому удалению перекисей и токсических радикалов кислорода, для этого применяют бета-каротин в сочетании с витаминами С и Е (Веторон), убидекаринон, липоевую кислоту, омега-3 и пр.

Курсы метаболитной терапии должны включать 1–2–3 препарата, а их длительность должна составлять не менее 1–2 месяцев. Число курсов — 2–3 раза в год в зависимости от тяжести ДСТ.

Диспансеризация

Характер диспансерного наблюдения и проводимых клинико-инструментальных обследований пациентов с ДСТ определяется тяжестью заболевания (табл.).

Таким образом, медицинское сопровождение детей с ДСТ, включающее диагностику этого состояния, организацию профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий, является непростым, но очень важным компонентом работы врача-педиатра, поскольку ДСТ широко распространены в детской популяции, склонны к прогредиентному течению, существенно ухудшая качество жизни детей. Выявление ДСТ имеет большое значение не только для оценки состояния здоровья ребенка, но и для профилактики возможных заболеваний, ассоциированных с ДСТ, рационального их лечения и предупреждения возможных осложнений. Пациенты с ДСТ нуждаются в длительной и систематической коррекции нарушений в соединительной ткани, сочетающей как медикаментозные, так и немедикаментозные методы воздействия.

Литература

  1. Кадурина Т. И., Горбунова В. Н. Дисплазия соединительной ткани: руководство для врачей. М.: ЭЛБИ, 2009. 714 с.
  2. Арсентьев В. Г., Баранов В. С., Шабалов Н. П. Наследственные заболевания соединительной ткани как конституциональная причина полиорганных нарушений у детей: монография. СПб, 2013. 44 с.
  3. Стрелков Н. С., Кильдиярова Р. Р., Шараев П. Н., Ишмамедов И. Л. Соединительная ткань у детей при патологии: монография / Под ред. Р. Р. Кильдияровой. Ижевск, 2011. 210 с.
  4. Иванова И. И., Гнусаев С. Ф., Коваль Н. Ю., Герасимов Н. А., Солдатова И. А. Метаболические аспекты недифференцированной дисплазии соединительной ткани у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2012. Т. 57. № 4–1. С. 103–111.
  5. Творогова Т. М., Воробьева А. С. Недифференцированная дисплазия соединительной ткани с позиции дисэлементоза у детей и подростков // Русский медицинский журнал. 2012. Т. 20, № 24. С. 1215–1221.
  6. Георгиева Е. Н. Калмыкова А. С., Минаев Б. Д. Психоэмоциональные особенности у подростков и лиц молодого возраста при синдроме дисплазии соединительной ткани сердца // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2009. Т. 29, № 1. С. 70–72.
  7. Кадурина Т. И., Гнусаев С. Ф., Аббакумова Л. Н. и др. Наследственные и многофакторные нарушения соединительной ткани у детей. Алгоритмы диагностики. Тактика ведения. Проект Российских рекомендаций // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2014. Т. 93, № 5 (Приложение 1). 38 с.
  8. Кадурина Т. И., Гнусаев С. Ф., Аббакумова Л. Н. и др. Наследственные и многофакторные нарушения соединительной ткани у детей. Алгоритмы диагностики. Тактика ведения. Проект Российских рекомендаций // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2015. № 1 (37). С. 5–35.
  9. Аббакумова Л. Н. и др. Наследственные и многофакторные нарушения соединительной ткани у детей. Алгоритмы диагностики. Тактика ведения. Российские рекомендации // Педиатр. 2021. Т. 7, № 2. С. 5–39.
  10. Нежкина Н. Н., Воробьева Е. В., Кулигин О. В., Чистякова Ю. В. Использование психофизической тренировки в коррекции нейроциркуляторной дистонии у подростков // Вестник Ивановской медицинской академии. 2010. Т. 15, № 2. С. 54–55.

В. В. Чемоданов, доктор медицинских наук, профессор Е. Е. Краснова1, доктор медицинских наук, профессор

ФГБОУ ВО ИвГМА МЗ РФ, Иваново

1 Контактная информация

Принципы медицинского сопровождения детей с дисплазией соединительной ткани/ В. В. Чемоданов, Е. Е. Краснова Для цитирования: Лечащий врач № 11/2018; Номера страниц в выпуске: 66-69 Теги: метаболические нарушения, коррекция, коллаген, эластин

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]